C 1821 по 1831г. шло формирование форпоста Буранного, в котором проживало 15 семей из красноуфимских казаков и из других станиц 30 человек, числилось 83 казака.
В 1832 г. при Буранном отряде открылась ланкастерская школа для обучения казачьих детей грамоте. Суть педагогической системы англичанина Ланкастера заключалась в том, что под руководством учителя более сильные ученики помогают и обучают слабых.
На 25 октября 1835 г. в Буранном отряде в ланкастерской школе числилось 1 учитель и 12 учеников.
28.02.1828 г. в форпост пришли «высочайшие утвержденные» «Правила о порядке управления школами», где говорится: «…в каждой школе должны быть столы с песком для письма, аспидные ( грифельные) доски. Родители по доброй воле, могут давать учителю пособие работой или хлебом, или платой за каждого ученика от 1 до 3-х рублей в год. За леность и неважные поступки учителю разрешено наказывать ученика выговором перед строем учащихся, оставлением в школе без обеда, постановкой на колени до 15 минут, при уходе домой нашивать ему на левый рукав бумагу с описанием поступка или подвергать ученика наказанию розгами от 5 до 10 ударов».
Мальчики разделяются на десятки, где старшие обучают малышей, по способу английского педагога Ланкастера, почему и школы наши называются ланкастерскими. Ученикам в воскресенье и праздничные дни предписывается являться в школу для следования строем в церковь. На учебу разрешалось брать из семей, имеющих хорошее состояние, а из бедных семей- только по их желанию.
В школу принимать мальчиков от 6 до 12 лет, где они будут оставаться до выпуска (16 лет) или до поступления на военную службу, т.е. до 19 лет, но это по желанию родителей.
В 1848 г. учитель станичной школы получал в год 28 рублей 58 копеек.
7.12.1849 г. войсковое правление сообщило генерал-губернатору, что в школах бумагу, перья, карандаши должны покупать родители учеников, но бедные этого делать не могут.
12.08.1850 г. Для станичных школ ежегодно необходимо закупать учебных пособий на сумму 6 рублей, из расчета на 25-30 учеников, а если больше, то на эти цели тратить 10 рублей в год.
Учителя в школах были из урядников, детей могли учить только чтению и письму, кое-где арифметике, т.к. сами были малограмотными.
В 1855 г. станичному учителю жалование было увеличено до 42 рублей 85,5 копеек в год.
1857 г. По возвращению из инспекторской проверки по губернии, генерал- губернатор Катенин заявил, что в большей части станичных школ нет грамотных учителей, нет средств и нет учебных пособий для обучения детей.
В 1871 г. станичный учитель школы получал жалование в год 80 рублей и 50 пудов хлеба.
В 1890 г. в Буранном была открыта еще одна школа.
Восстановление Советской власти в с. Буранном произошло в 1919-1920 гг.
С 1920г. по 1930 г. в с. Буранном были образованы ликбезы, в которых обучалось неграмотное население села, обучали их первые комсомольцы.
В 1925 г. был организован первый пионерский отряд, его создал наш замечательный учитель Петр Иванович Поляков, первой вожатой была Еремина Нина
С 1930 по 1935 гг. в селе стала работать начальная школа, где первым директором был Сперанский Александр Иванович, он же преподавал физику и алгебру. Заведующий хозяйственной частью школы был Хотенов В., Белоногова Оттилья Давыдовна преподавала русский языу, литературу, историю и труды. В школе работал учитель музыки, который обучал детей игре на гитаре, мандалине, балалайке, трубе и являлся руководителем музыкального кружка.
Первый выпуск состоялся в 1938 г.
Во время войны директорами школы были: Портнягин Леонид Дмитриевич, затем- Векелер, Боренбоен; завуч школы- Веденин Георгий Иванович, учитель математики- Поликарпов Иван Иванович, учитель физкультуры- Прихода Андрей Павлович. В школе учителями также работали Ушаков Петр Григорьевич, Бабиченко Григорий Кузьмич, Лепандин Дмитрий Миронович.
На фронте погибли: Портнягин Л.Д., Прихода А.П., Веденин Г.И., Поликарпов И.И.
В 1941 г. 20 июня на выпускном вечере присутствовало 11 выпускников: 8 юношей и 3 девушки. На « отлично» закончили: Ефремова Зина, Сабадырь Катя, Кандалов Миша, Чигвинцев Ваня , остальные на «хорошо»
На фронте погибли: Грушко А. - танкист, Любимов А.- летчик, Гладков А.- артиллерист, Кандалов М.- пехотинец.
В военное время школа продолжала работать, обучать учащихся и оказывать посильную помощь фронту.
Тяжело было , но не унывали. Зиненко Е.Н., выпускница тех военных лет, будучи учителем Буранной школы вспоминает: « Днем- в школе, ночью- в колхозе, очищали зерно от отходов. Ремонт школы делали своими силами: ученики и учителя. Также сами заготавливали топливо. Ездили на хутор Запальный вырезать кизяк и вывозили его оттуда на быках. Приходилось рубить и кустарник – чагыр. В свободное время собирали посылки для фронта: пекли сдобные изделия, вязали варежки, носки. А в вечернее время обучали неграмотных на селе.
Тяжесть военного времени сказалась и на школе.
В 1944 г. классы зачастую были переполнены, в них насчитывалось до 45 человек, причем дети разного возраста. Учащиеся сидели по 3 человека. Не хватало письменных принадлежностей, писали на газетах, книгах.
После войны в Буранном существовала еще начальная школа на казахском языке.
Cреди выпускников школы 1943-1944 г. следует отметить прежде всего Лазарева Георгия Евграфовича – полярного исследователя Антарктиды, доктора технических наук, преподавателя МГУ; Шноль Эммануила Эльевича – доктора технических наук, преподавателя МГУ, Гладкова Дмитрия Ивановича- преподавателя военной академии в Москве, доктора технических наук; Воробьева Петра Митрофановича- уникального хирурга, работающего в клинике Елизарова в городе Кургане.
1945- 1951 гг.- директором школы был Ушаков Петр Григорьевич, завучем- Плешакова П.И.
Полина Ивановна Плешакова была прекрасным химиком, опытным завучем. Очень требовательно, серьезно относилась к организации учебно-воспитательного процесса. В 1952 году она стала директором школы, завучем была Тюкина Клавдия Степановна. Тюкина К.С. вспоминает «здание школы (по тому времени) было отличным: классы большие, светлые, просторные коридоры. Правда отопление было печное, топили кустарником и углем, иногда топливо заготавливали сами технички, учителя и учащиеся. В полном достатке были все наглядные пособия по физике, химии, истории, русскому языку, географии, а сколько всяких таблиц и картин по развитию речи для учащихся начальных классов!..
Организатора внеклассной работы в школе не было. Вся организационная работа ложилась на директора, завуча и пионерского вожатого. Педколлектив был в основном молодой, приехало 5 молодых специалистов с высшим образованием. Именно тогда начали свою падагогическую деятельность А.В.Бурцева, В.А.Зайцева, В.Ф. Бунегина, В.М.Егорова9 последние трое учились заочно). Ныне пенсионеры.
Педколлектив сплоченный, трудолюбивый, работали в 2 смены, а вечерами проводили родительские собрания, вечера и т.д.
Дирекция школы и учителя часто ездили в соседние села для встречи с родителями учащихся. Работать было трудно, времени на все не хватало, но интересно. Выпустили много прекрасных учащихся, истинных патриотов с глубоким чувством ответственности.»
1953-1960 гг. – директором был Федосов Николай Иванович , молодой начинающий учитель географии.
Директор, завуч, старшая вожатая координировали всю воспитательную работу.
1960- 1962 гг.- директор- Кулик Константин Михайлович.
1962-1970 гг.- директор Гусева Дора Львовна .
Дора Львовна –учитель русского языка и литературы. Очень энергичный, деловой, требовательный руководитель, умело сплотила коллектив; хорошо знала психологию учащихся, родителей, учителей. Находила выход из любой ситуации. Жила проблемами школы.
При ней в 1963 г. школа перешла на 11- летнее обучение. Программа 11 класса была с профориентирована на изучение следующих дисциплин: « Основы сельского хозяйства», «Трактор», «Электротехника». Особое внимание уделялось практической направленности этих дисциплин. Учащиеся проходили практику в колхозе «Россия»: на полях, фермах, колхозных мастерских. 11- летнее обучение просуществовало 4 года.
В 1965 году был заложен первый камень для строительства здания новой школы Дорой Львовной Гусевой и председателем колхоза «Россия» Нехорошевым П.Д. Строительство продолжалось 2 года.
1 сентября 1967 года новая школа распахнула двери для своих учеников. В школе было 6 залов: Пионерский, Комсомольский, Ленинский, Военно- патриотический, Спортивный, Актовый; 15 кабинетов, пионерская комната, школьный музей.
В новой школе обучалось 420 учеников, работало 28 учителей. В том же году была заложена тополиная аллея выпускниками 10 класса. В этом же году школа выпустила 3 медалиста: Нехорошева В.( золотая), Вдовкина Л. (золотая), Понявкина Т.( серебряная).
Уделялось много внимания комплексному воспитанию детей. Здесь работало много кружков и секций: духовой, струнный, вокально- инструментальный ансамбли.
Учащиеся занимали первые места в районе по спорту ( учитель Зайцева В.А.) , в художественной самодеятельности ( руководители – Крымов М.Н., Рыжков М.А.) , в выставках детского творчества.
Была традиция: ученики выпускного класса ездили по путевкам в Москву.
В школе было хорошо развито краеведение, осуществлялись туристические походы по местам боевой и трудовой славы. За краеведческую работу школа отмечена почетными грамотами Облано и РОНО. Руководила туристко- краеведческой работой Каргина А.К. (учитель географии). Анна Кузминична вспоминает: « Дети с удовольствием ходили в походы, участвовали в турслетах, где занимали 1,2,и 3 места. Первый районный турслет проходил в1960 г. К месту проведения турслета мы отправились на велосипедах по маршруту: « Буранное – Соль- Илецк», делая остановки в с. Изобильное, Ветлянка, знакомясь с историей этих сел, встречались со старожилами, участниками ВОВ.
В Соль- Илецке побывали на солеруднике, посмотрели как добывают соль, как ее иодируют, фасуют; посетили исторические места.
Команда туристов была участником областного слета, вошла в десятку лучших…»
С 1965 года в школе введена должность- организатор внеклассной работы. Им был Абдулов Роман Николаевич, который впоследствии стал директором школы (1970- 1973 гг.) . При нем завучем была Мельникова Анна Ивановна, организатором – Бурцева Анастасия Васильевна.
В 1973 году сюда приезжает молодой специалист Бородин Василий Павлович, которого ставят директором школы (1973- 2004 г.). На протяжении 31 года он возглавлял педагогический и ученический коллектив. Им приложено немало усилий для того, чтобы коллектив педагогов стал дружным, сплоченным, работоспособным, коллективом- профессионалов, коллективом- единомышленников.
Существенную помощь ему оказали заместители по учебной и воспитательной работе:
Тюкина К.С. и Бурцева А.В. ( 1974-1985 гг.),
Никитина М.С. и Секретева И.В. (1985- 1987 г.)
Бородина Н.С. и Зайцева А.Н. ( 1987-1991 г.)
Тучина А.В. и Зайцева А.Н. (1992- 1993 г.)
Зайцева А.Н. и Долгова О.П. (1994- 1996 г.)
Зайцева А.Н. и Савлюбаева А.Б. (1997-1999 г.)
Бородина Н.С. и Савлюбаева А.Б. (2000-2002 г.)
Бородина Н. С. и Свешникова В.М. (2002 -2004 г.)
Коллектив работал над «Проблемой пути повышения эффективности учебно- воспитательной работы».
Методическая работа в школе находилась на высоком уровне. Успешно решались вопросы повышения педагогического мастерства, оказания методической помощи, изучения и распространения педагогического опыта. Учителя изучают и применяют современные технологии, добиваются хороших успехов. Так, в 1978 г. старший учитель, Отличник просвещения СССР Бунегина В.Ф. была делегатом Всесоюзного съезда учителей в Москве.
В практику методической работы прочно вошли предметные недели, дни открытых уроков, творческие отчеты школы. В педколлективе были созданы все условия для творческой работы.
Центром воспитательной работы был учком и комсомольская организация – в старшем звене; совет дружины- в среднем звене, он же управлял и октябрятами.
Воспитание строилось на примере жизни и деятельности В.И. Ленина и его соратников.
В основе воспитательной работы лежало соревнование классных коллективов. Результаты соревнований отражались на действующем стенде, оглашались на линейках. Еженедельно подводились итоги, победители поощрялись жетонами, переходящими вымпелами. Раз в месяц проводились занятия школы актива, комсомольские собрания, пионерские сборы и т.д.
Детское движение делало жизнь школы содержательной, интересной, полезной для развития личности ученика и его воспитания. Оно основывалось на объектах: коллектив- актив- самоуправление- личность.
Каждый ученик занимал активную позицию в школе, общественное дело превыше всего. Жизнь школы шла по принципу: « Раньше думай о Родине, а потом о себе!»
Пионерская дружина носила имя героя Советского Союза Александра Матросова. Велась переписка с родственниками героя. Материал был помещен на стенде в музее. Каждый класс добивался право носить имя пионера- героя. В районном соревновании пионеров наша дружина часто занимала первые места.
Работа комсомольской организации школы отмечена почетной грамотой обкома ВЛКСМ.
В школе сложились следующие традиции:
В связи с перестройкой произошли изменения в детской организации. Детская организация школы работала по программе «Искорки надежд» . Цель программы: воспитать у будущего поколения любовь к родному краю, уважение к старшим, друг к другу, привитие здорового образа жизни.
В 2001 году организовано детское государство «Надежда», в состав которого входило 3 области: детство, подросток, юность. Организатором управления являлся совет актива, возглавляемый президентом и министрами
С марта 2003 года ДОО « Надежда» была переименована в ДОО « Радуга», девиз которой: «Жить делами яркими как радуга и дружить как семь её цветов». ДОО «Радуга» добровольная, самостоятельная, общественная организация детей, представляющая и защищающая интересы и права своих членов. ДОО создана в целях поддержки социально значимых инициатив детей и подростков, в своей деятельности исходит из закона РФ «Об общественных объединениях», Международной конвенции «О правах ребёнка», Конституции РФ.
Цель и задачи организации:
- Создание условий для развития самоуправления в школе.
- Оказание ребёнку помощи в развитии и совершенствовании личности, самореализации в школе, социуме.
- Выявлять, изучать и развивать творческие способности детей.
- Формирование интереса к изучению истории, культуры и быта России.
- Научить детей жить в коллективе.
Название объединения «Радуга» выбрано с учётом разносторонних интересов и возрастных особенностей детей, которым присущ дух романтики и игры. Семь цветов радуги соответствуют содержательной стороне деятельности детей, в семи направлениях программы.
У организации есть свои принципы, права, обязанности, символика. Галстук «Триколор» - является официальным символом ДОО «Радуга». Его носят все пионеры данной организации.
Цвета галстука «Триколор» символизируют:
- белый цвет – чистота, благородство;
- синий цвет – верность, честность;
- красный цвет – мужество, великодушие.
Барабан – является атрибутом ДОО «Радуга» и предназначается для сопровождения строя во время шествий, парадов и других торжественных мероприятий.
Жизнь участников организации проходит по своим законам.
1.ЗАКОН ЧЕСТИ. Береги своё доброе имя и честь объединения.
2. ЗАКОН ДРУЖБЫ. Один за всех и все за одного.
3. ЗАКОН МИЛОСЕРДИЯ. Помоги тому, кто в беде.
4. ЗАКОН ГРАЖДАНСТВА. Изучай и уважай историю своей Родины, школы, семьи, их традиции.
ДОО «Радуга» развивает свою деятельность, строит воспитание школьников на основе демократических принципов и стремится подготовить современных детей к самостоятельной жизни, помогает получить опыт лидерского поведения, учит уважать чужое мнение и ценности, работать сообща.
Для успешной работы детской организации «Радуга» сформированы органы детского самоуправления. Высшим органом самоуправления является общий сбор, который проводится 1 раз в год. В его состав входят представители 5-8 классов. Всех объединяет взаимный интерес, это самые активные школьники, которые уже в старшем звене составляют актив ученического самоуправления в школе, так осуществляется принцип преемственности. В течение учебного года действует актив детской организации, в который входят представители 5-8 классов. Деятельность актива детской общественной организации «Радуга» основана на общечеловеческих принципах: демократии, гуманности, согласия и открытости. Актив ДОО занимает в школе одно из ведущих мест в организации внеурочной деятельности. Он является организатором многих досуговых, развлекательных и познавательных дел. Здесь ребята познают себя, свои индивидуальные возможности и стараются реализовать их. Актив формируется ежегодно в начале учебного года, когда в каждом классе проходят выборы самых достойных представителей классов, имеющих желание работать в течение года в детской общественной организации «Радуга. Выбираются руководители творческих групп, голосованием выбирается лидер ДО, который в течение учебного года ведёт за собой всех членов ДО. Сбор актива ДО собирается 2 раза в месяц. Здесь формируется и утверждается план работы ДО на учебный год. Разрабатывая план работы ДОО «Радуга» включает следующие направления:
В конце мая проходит итоговый сбор актива ДО, где анализируется деятельность организации за прошедший период, оценка работы актива, награждение.